пятница, 18 декабря 2015 г.

Образная терапия


Враньё, недоверие, недомолвки — 
это уже настоящий брак. (с)
"Без лица"




Семейная пара. Причина обращения: Зашкаливающее количество конфликтов, споров, скандалов. Взаимные претензии, которым нет конца и края. Пара на грани развода.

Это было уже второе обращение пары на совместное проведение приема. До этого работали только с женой.


Как и в прошлый раз,  терапия затягивалась, рассказы обоих скатывались к жанру: «А, ты?» «Нет, а вот, ты?» Наша терапия грозила перетечь в обычный бытовой спор, невольным свидетелем которого я становилась.

Так дело не пойдет.
Прошу их остановится. Честно признаюсь, что как и в прошлый раз время сеанса тикает,  а равно и их деньги, но корня проблем, за их взаимными упреками мне не отыскать.

Прошу их представить сорняк и даже не сорняк, а огромное разросшееся корявое дерево, которое заполонило все их жизненное пространство.
- Разбирая ваши ссоры и проходя акты примирения, мы обрываем только листья с вашего дерева. 


Выявляя суть конфликтов и рассоздавая их,  мы ломаем ветки.
Да, это приносит спокойствие,  мир и лад в вашу семью на какое-то время, но корень! Корень опять и опять остается, и пока он жив, будут отрастать новые ветки и листья. Ваше жизненное пространство будет заполнено.

- Давайте ребята, стоп! Вы мне нравитесь, но уступите место и другим парам. Вы хотите ко мне ходить до конца жизни или уже зажить счастливо? Выбирайте!
-  Мы жить хотим без ссор.

- Тогда мое предложение, сейчас мы оставляем занятие по ощипыванию листочков (разбор ссор) Оставляем ветки (разбор крупных конфликтов)
И приступаем к поиску корня, к началу начал ваших конфликтов и ссор.
Без зерна, без корня и дерева не будет существовать. Сейчас мы сделаем скачок назад в будущее.

Прошу их представить себя как машину и водителя.
- Кто есть кто?
Жена – водитель (Ж)
Муж – машина (М)
Я – ведущая (В)

Согласны ли они со своими ролями? Даю слово водителю.

В: Когда и как ты выбрала себе эту роль водителя? Как ты выбрала машину?
Ж: Ну, иду я такая пешком, скучно, муторно… Надо что-то надежное, чтобы вместе было классно и легко. Машина стоит, занята, конечно (был женат)
Но, машина классная, надежная, крепкая, спросила что, да как. Хорошая машина! Еще и путь наш в одну сторону! Предлагаю ему путь вооон туда, к солнышку. 

Согласен. Начали путь и вот тут… То у него одно, то другое. То колесо отвалится, то капот не захлопывается, то второе, то третье, то чзч начинается!!! Я ее прошу прямо по дороге ехать, ну, что сложно? Я знаю дорогу, он же хорошо едет, я рулю,  он едет… Нет! То в сторону вильнет! Вильнет – в грязь свалится, мой, очищай его! А потом и вовсе в кювет съехал, да чуть там не остался.

В: Поясни, что значит «грязь, кювет»
Ж: А это он не с теми партнерами по бизнесу связался, хотя я просила, умоляла, предупреждала! Ну, что… финансовая опа случилась. То, в запой ушел. Еле мне удалось вырулить его из этой ямы. То…
(чувствую  заводиться и «водитель» и «машина» беседа снова грозит перерасти во взаимные упреки)
Прошу остановится. Вернуться к образу машины и водителя.

Ж: Ну, вот. Вступила я в партнерство с этой машиной, т.к. было обещано мчать к заветной цели и доехать быстро до солнышка! А по дороге: два метра мы едем, а два месяца я ее чиню. То мотор забарахлит, то глушак отвалится. Я устала чинить эту машину! Я ее чиню, чиню, чиню… 

Ремонтирую, ремонтирую…  Время  идет, мы на месте, цель на месте. Мы и цель не вместе! Я устала от безконечных остановок и улетания в кювет! И я уже и не знаю, нужна ли мне ЭТА машина? Я уже на  грани ее бросить…

М: Бросить она хочет машину! Будто другие машины лучше! Быстроходнее и безотказнее! Даже модели помоложе,  и те – труха. Через пару лет ломаются. А подержанную возьмешь, может хуже еще окажется, неизвестно еще, кто до тебя на ней катался и как укатал! А тут все поломки уже известны!

Ж: Да, я б уже пешком сама дошла!!! Я бы уже была там, у солнца! У нас как м/ф «Лучше день потерять, потом в пять минут долететь»
Я уже столько времени и сил потеряла и потратила! Не надо мне новую, не надо мне старую… На попутке доберусь! Я из-за тебя тут застряла! Все чиню тебя. Я уже сто лет была бы у солнца!

В: Давайте разберем обязанности водителя. Все ли он свои обязанности выполняет? Все ожидания машины?

Ж: Я могу навести порядок внутри и снаружи. Протереть лобовое, отмыть фары. Отполировать, чтобы сияла. Песни могу петь веселые по дороге. Вдохновлять могу. Бензином качественным, мою любимую машинку заправить. Самым лучшим! Путь знаю! Следить за дорогой, что бы с пути не сбился, что бы именно ТА была дорога. Я много еще чего могу.

А этот гад, все норовит не туда съехать. Руки устали руль выкручивать, чинить устала, что там не так с рулем, почему не слушается? Поломки устранять, после слетов кюветы. И поломки устранять серьезные я уже научилась! 

Это не мое, а я научилась! Колеса менять, что там еще в машине есть… Тормозные колодки, всякие свечи и кардан. Я уже делаю и чиню то, что мне и не положено! Я не подписывалась на это! Я женщина, а не механик. Я уже не женщина, я ремонтер! Я НЕ ПОДПИСЫВАЛАСЬ на такое! Это не мое! Не мое!

(«Водитель» почти срывается на крик, тем временем «машина» приуныла совсем. Если при разборе конфликтов он мог кричать и спорить, здесь он в спор не вступал, не перебивал и не объяснял своих поступков)

«Водитель» перешел с крика на жалобное всхлипывание.
Ж: Я устала ждать! Я устала чинить! Мы же вместе хотели! Мы же хотели вместе к солнцу! Я тебя всегда спрашивала: «Ты хочешь? Точно хочешь?»  И ты соглашался!
В: Вот и спроси у машины, что с ним не так?

Ж: Спрашивала! Всегда отговорки!
В: Спроси-спроси сейчас! Только машине нельзя ответить: «Не знаю» Машина знает точный ответ!

Ж: Что с тобой? Почему ты не хочешь ехать? Почему стал так часто съезжать с дороги? Почему ломаешься?
М: Починишь – поеду. Плохо чинишь, значит, плохая диагностика (смотрит выразительно на меня) Значит не там она чинит!

Ж: Да, сколько можно тебя чинить? Я и там и сям, я чего уже не научилась в тебе чинить! Сколько же уже можно?!
В: А зачем тебе такое повышенное внимание к себе от водителя? Зачем ты так нарочито привлекаешь к себе ее излишнее внимание? Почему?

М: А потому что смски… А потому, что мы уехали от всех, чтобы побыть и насладится друг другом, кстати к солнцу уехали - на море. Я был весь ее, и она должна быть вся моя! А она постоянно переписывалась со всеми смсками…
В: (смотрю вопросительно на жену) Ты зачем переписывалась, только честно? Почему не уделяла внимание своему мужчине?

Ж: Ишь! Снизошел он! Ишь, «он мой на целую неделю»!  Ты был женат! Не был ты мой! Понимаешь?! Не был! 100% - не был. 50-70-90%, но не 100!!!
В: Обида? Да?
Ж: Очень… Очень больно… Задыхаюсь от боли… Я приняла его условия, я не принуждала его разводится. Не подавала вида как мне больно. Но, быть не единственной – делить его… Тяжело… Очень больно…

М: Но, мы уехали, чтобы побыть вместе! Только ты и я! Я и ты - и ни кого больше! Я был весь твой!
Ж: А я ВСЕГДА была твоя. Всегда! А ты только неделю. Я научилась без тебя пустоту свою заполнять: с друзьями - без тебя, посиделки - без тебя, в гости - без тебя…
А там на море я показала тебе как это больно, когда полностью твоя, а ты нет. Мы поменялись ролями.
«Водитель» опять заплакала, «машина» уткнулась глазами в пол.

В: Ты, поэтому ломался, буксовал и съезжал не туда? Намеренно привлекая к себе повышенное внимание?
М: Нууууу… Ну, видимо да…

В: Компенсация за причиненную тебе тогда обиду?
М: Да, мне было очень-очень обидно. И да, мне тоже было больно!

В: Ну, вот: вы обидели друг друга и даже отомстили. Сатисфакция? А у вас дерево… И какое раскидистое выросло! Прощать друг друга будем? Просить прощения?
М: Я уже просил прощения за все причиненные обиды и боль!
Ж: А за то, что был «не моим» - не просил!

М: Я просил за все!!!
Ж: А за ЭТО не просил! Не просил ты за это! За то, что не был  моим и только моим!
В: (киваю мужу)

М: Прости меня, что был женат. Прости, что не был только твоим! Прости, что причинял тебе всем этим боль!
Ж: И ты меня прости! Прости, что причинила тебе намеренно, в отместку - боль. Прости меня!

…………………………….


Облегченно выдыхаем все втроем. Улыбаемся… 

А теперь… теперь, мы чуточку подождем, посмотрим, как на их отношения повлияет очистка их пространства от раскидистого и ветвистого "баобаба". Понаблюдаем, как появится яркое солнце в их жизни.



Поразмышляйте на досуге, а кто вы в браке?

  • Машина или водитель?
  • Выясните, какие у машины и водителя цели. Совпадают ли они?
  • Единая ли у машины и водителя дорога к цели?
  • Может, вы оба претендуете на роль водителя?
  • Какие ожидания от водителя, его функции?
  • Какие функции у машины?
  • Что дает машина на своей роли и что может дать водитель?
  • Совпадают ли у вас представления  друг о друге?
Поговорите, разберитесь, выясните. Узнайте друг друга с новой стороны. Воспользуйтесь шансом  гармонизировать ваши отношения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий